mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterToday48
mod_vvisit_counterYesterday34
mod_vvisit_counterThis week82
mod_vvisit_counterLast week478
mod_vvisit_counterThis month48
mod_vvisit_counterLast month1087
mod_vvisit_counterAll341106

Online (20 minutes ago): 3
Your IP: 34.237.138.69
,
Now is: 2020-12-01 12:08

Правление Путина может затянуться на четверть века

Выступая на инвестиционном форуме "Россия зовет!", премьер пытался заверить российских и зарубежных инвесторов, что, несмотря на падение биржевых индексов и ослабление рубля, в России все будет отлично. Приоритетами власти остаются борьба с коррупцией, поддержка инноваций и диверсификации экономики. Мы превратим Москву в международный финансовый центр, а в Евразийский союз еще Европа проситься будет.

Но способен ли будет вновь избранный президент реализовать обозначенные приоритеты? В числе рисков – разногласия внутри тандема (в конкретном случае перемена мест слагаемых может привести к непредсказуемым последствиям), зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры на сырьевом рынке и отказ от модернизации политической системы.

Ситуация предполагает несколько вариантов развития событий. Например, такой: "Дмитрий Медведев – премьер и реформатор". Помощник президента Аркадий Дворкович пообещал россиянам еще 15 лет реформ от Медведева. Не исключено, он знал, что говорил. В конце концов, за все годы пребывания у власти Путин никогда не делал ничего, что могло бы серьезно восстановить против него бюрократию. Более того: именно при Путине она окончательно укрепила доминирующее положение и сформировалась как правящий класс, получив контроль за крупным бизнесом и природными ресурсами. Действует негласное правило: пока чиновники имеют возможность воровать, они остаются лояльными.

Возможно именно поэтому на срок президентства Медведева выпало проведение назревших, но заведомо провальных реформ – кампании по борьбе с коррупцией и реформы милиции (она сегодня один из основных сборщиков коррупционной ренты). При президенте Путине Россия в течение нескольких лет оттягивала ратификацию основных международных соглашений о борьбе с коррупцией. Но именно при нем была создана рабочая группа, которая готовила план по внедрению антикоррупционных правил в России. В итоге национальный план по борьбе с коррупцией провозгласил Медведев.

При этом, находясь в кресле премьера, Путин оставался гарантом основополагающего принципа российской государственности: лояльность в обмен на стабильность. Точно так же ничто не мешает Медведеву сохранить статус реформатора после переезда в Белый дом.

Ничто, кроме экономического кризиса. Он выдвигает на первый план другие задачи: уже в первой половине нового президентского срока нужно будет что-то решать с Пенсионным фондом, дефицит которого стремительно нарастает. Придется либо повышать налоги, либо пенсионный возраст, а при самом неблагоприятном развитии событий – и то и другое. Это не добавит популярности автору реформ. И если до сих пор Медведева откровенно не любили прежде всего чиновники (единственный, кто слушается президента, – его айпэд, шутят они), то пенсионная реформа грозит падением популярности у самых широких слоев электората, особенно активно голосующих на выборах.

Дальше все будет зависеть от того, насколько туго россиянам придется затянуть пояса. Если плавное падение цен цены на энергоносители позволит провести страну через кризис без резких социальных потрясений, Медведев может претендовать на пост президента в 2018 году просто "по должности". В случае резкого обострения ситуации он рискует отправиться в отставку намного раньше, принимая на себя основной "негатив" – в этом случае его потенциал как политика не окажется выше, чем у экс-премьера Михаила Касьянова, мгновенно оказавшегося на обочине большой политики. Потеря вряд ли будет велика: за прошедшие три с половиной года Медведев не проявил себя в качестве выдающегося реформатора. Возможно, со следующим преемником нам больше повезет?

Но скорее всего, мы получим другой вариант развития событий: "Back to the USSR". Правление Путина в общей сложности может затянуться почти на четверть века, а "Единая Россия" окончательно превратится в партию "руководящую и направляющую". Предпосылки к тому имеются: ЕР имеет подавляющее большинство в Госдуме и не намерена от него отказываться. А трехлетний бюджет, который принимает парламент, предусматривает две главные статьи расходов: военные и социальные, причем в перспективе военные получают явное преимущество – их доля к 2014 г. может вырасти до 40%. Это заставляет вспомнить о том, что бюджет СССР в конце концов добила непосильная военная нагрузка. Но, видимо, авторы бюджета хорошо помнят также уроки последних революций: власть рушится тогда, когда ее перестает поддерживать армия. Поэтому армию нужно кормить в первую очередь, а про автономность лучше вообще не вспоминать.

Статья добавлена с сайта www.utro.ru 

Body
Background Color
Top
Background Color
Text Color
Link Color
Background Image
Bottom
Background Color
Text Color
Link Color